Описание работы

Нажмите, чтобы рассмотреть

Теоретическая база


В качестве объекта исследования выбран роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита".

Писатель подвергает сатирическому изображению жителей Москвы 30-х годов. Нравы горожан сильно испорчены. Показана всеобщая подозрительность. Доносы, слежки и мания к шпионажу описаны намеками. Беспощадная реальность заставляет людей обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки.

В столицу прибывает Князь тьмы Воланд со своей свитой. Они участвуют в нелепых историях и наказывают людей. Справедливо ли это?

В это время в Ершалаиме разворачивается еще один повествовательный пласт. Его участник – нищий философ Иешуа Га-Ноцри, идеолог добра и справедливости, проповедник общечеловеческих ценностей, любви к ближнему. Что говорит о добре он? Кого можно считать добрым? Оправданна ли такая снисходительность?

❔ В ходе исследования предстояло выяснить, как реализуется философский замысел автора через категорию добра.

Результаты и их интерпретация


После работы с НКРЯ и классификации результатов удалось получить следующие данные:
  • Слово "добрый" (во всех словоформах) 13 раз используется героями, участвующими в московском пласте повествования, 15 раз – ершалаимском.
  • Понятие 17 раз используется в прямом значении "Благожелательный, делающий добро другим, отзывчивый, готовый помочь людям (противоп.: злой)", 4 раза – в составе фразеологизма "чего доброго" в значении "Ожидание чего-л. неприятного, нежелательного", 5 раз – в значении "Приносящий удачу, успех; благоприятный", 2 раза – в составе фразеологизма "будьте добры" в значении "Вежливое обращение к кому-л. с просьбой сделать что-л.".
  • Чаще всего (7 раз) слово употребляет прокуратор и Иешуа. Несколько реже (5 раз) к понятию обращается сам автор. Следующую строчку с частотой употребления 2 раза занимают Варенуха (второстепенный персонаж, администратор театра) и Воланд. Единожды к прилагательному обращаются артист, кот Бегемот, Иван, Маргарита и фельдшерица.
Навигация по ярлыкам позволяет быстро проанализировать замысел автора. Нетрудно заметить, что "доброта" редко приписывается человеку по заслугам. Качество, чаще всего, в контексте приобретает ироническую окраску, намекая об истинном положении вещей. Вот несколько ярких примеров:

"Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая". 
"Добрые люди бросались на него, как собаки на медведя".
"С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств".
 Интересно подойти к результатам с другой стороны, учитывая авторство нужных реплик. Лидеры – участники ершалаимского пласта повествования, Иешуа и прокуратор, а вовсе не московского. Лишь философ называет людей действительно добрыми и не прибегает к использованию сатиры. Понтий Пилат либо цитирует собеседника, либо усмехается:

"Итак, Марк Крысобой, холодный и убеждённый палач, люди, которые, как я вижу, ― прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, ― тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырёх солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда― все они добрые люди? ― Да, ― ответил арестант".
Исследование дает возможность сформулировать важные для понимания произведения выводы. Невнимательный читатель может подумать, что противостояние добра и зла писателем показано практически прозрачно: Воланд и свита наказывают москвичей, значит они плохие; люди страдают, следовательно, они хорошие и добрые. На деле всё обстоит иначе. Князь тьмы со своими подопечными подчеркивает реальность и закономерность всего происходящего. Мнимые жертвы всего лишь "получают по вере". Этот аргумент легко подкрепляется результатами исследования. 

Трудности


➖ тяжело найти подходящую тему с оптимальным количеством примеров;
➖ ярлыки нельзя сгруппировать (например, все высказывания в "Речь", отнесенность к месту в "Пространство").





Комментариев нет:

Отправить комментарий